etoruskiy (etoruskiy) wrote,
etoruskiy
etoruskiy

Categories:

Ирак и Сирия. «Ближневосточные Балканы – 2011»

Еще не завершен, намеченный до конца 2001 года, вывод американских войск из Ирака, а страна уже начинает разрываться на автономные клочки.
Вслед за Курдской автономией о намерении провозглашения независимости одна за другой объявляют и другие провинции некогда суверенного Ирака.
1) Начавшиеся в июле 2011 года требования провинции Салахеддин о предоставлении независимости, к концу октября переросли в ультиматум Багдаду. 28 октября Провинциальный совет Салахеддина провозгласил региональную автономию
http://kurdistan.ru/2011/10/28/news-12815_Provincialnyy_sovet.html
А 2 ноября иракские курды поддержали салаххеддинцев
http://kurdistan.ru/2011/10/31/news-12849_Kurdy_podderzhali_sa.html
2) 1 ноября возродились возникшие в мае автономистские устремления наибольшей по площади иракской провинции Анбар
«Анбар намерен объявить автономию вслед за Салахеддином»
http://kurdistan.ru/2011/11/01/news-12863_Anbar_nameren_obyavi.html
3) 2 ноября – провинция Басра
«Басра тоже требует автономии»
http://kurdistan.ru/2011/11/02/news-12886_Basra_tozhe_trebuet.html
4) 3 ноября – провинция Дияла
«Дияла тоже намерена объявить автономию»
http://kurdistan.ru/2011/11/03/news-12906_Diyala_tozhe_nameren.html

Этот парад помыслов о независимости вызвал официальную реакцию только в Багдаде. Остальные страны мира, в т.ч. и ведущие, фактически отмолчались. Либо не желая вмешиваться во внутренние дела Ирака, либо соглашаясь с ситуацией раздела страны на ряд независимых территорий.

Если наложить географию «новых стран» на мировую карту, то их территория занимает основные и наиболее богатые нефтепромыслы Северного Ирака и пути их транзита к Средиземному морю.
А далее эстафету транзита иракских нефтепродуктов принимает Сирия. При этом, основные путепроводы проходят к побережью Средиземного моря (в районе Тартуса) через город Хомс.
И именно Хомс по международным новостям один из наиболее активных и «кровавых» центров противостояния оппозиции Башару Асаду. Случайность? Только не в разрезе сухопутного транзита ближневосточных и азиатских углеводов.
Чем больше на пути стран-транзитеров, тем дороже и менее надежна их доставка. В случае свержения Асада Сирия также может распасться на несколько частей по этническому признаку населяющих ее народов (курдскую, арабскую, палестинскую и собственно сирийскую). Тогда на пути транзита вырастет еще, как минимум два-три вновь созданных территориальных образования.
Итак, в случае развала Ирака и вероятного «демонтажа» суверенной Сирии любой надежный и экономичный сухопутный транзит ближневосточных и среднеазиатских углеводов на Запад будет возможен исключительно через Турцию. В этом разрезе становится понятным ужесточение Анкарой «транзитных условий» как с Газпромом (в сентябре по тарифной политике), так и с будущими владельцами НАБУККО и других евроазийских транспортных коридоров.
В то же время у варианта морских перевозок иракской нефти через порты провинции Басра серьезные проблемы вряд ли возникнут. Об этом позаботятся США, которые станут «надежными союзниками» новых иракских государств.
Вывод:
1) «Демонтаж» Сирии выгоден США, Турции, но вряд ли необходим ЕС.
2) Турция, в случае развала Ирака и Сирии, усилит позиции по сухопутному транзиту азиатской нефти и газа.
3) Позиции танкерных перевозок иракской нефти также усилятся.
4) ЕС остается проигравшей стороной. Условия сухопутных поставок углеводов в Европу усложняются многократно. Не исключено, что, несмотря на все нежелание, Юг Европы будет вынужден присесть на предложенную Газпромом иглу Южного потока. Альтернатива – договариваться с Анкарой, переговорные аппетиты которой возрастут многократно после длительного и откровенного брезгования ЕС Турцией как новым членом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments