Previous Entry Share Next Entry
Газпром: Прощай, туркменский газ
etoruskiy
Восток уважает показную силу и не любит слабость партнеров. Именно этим преимущественно объясняется факт снижения в последние месяцы влияния России на среднеазиатские республики. В параде «демонстрации высокомерия по отношению к Москве» сегодня, бесспорно, лидирует Узбекистан, вышедший в одностороннем порядке из ОДКБ без предварительного уведомления о своем решении партнеров по организации. От Ташкента пытается не отстать Таджикистан, прощупавший «политическую силу/слабость Москвы» в 2011 во время громкого дела об аресте самолета АН-72 и суде над его пилотами, в том числе гражданином России, а сегодня вновь поднявшим вопрос перед Кремлем, что за 201-ю душанбинскую базу России нужно платить больше. Не исключено, что пример Таджикистана, может вдохновить и Кыргызстан в отношении пересмотра размеров оплаты размещения российских военных баз.

Но, несмотря на всю неприятность ситуации, эти вызовы упомянутых среднеазиатских республик к Кремлю лежат более в плоскости военно-политической и обусловлены надеждой их руководителей на военный потенциал США, который, вскоре, по их мнению, высвободится из соседнего Афганистана и расположится в Узбекистане. Исходя из этого, предположу, что когда Ташкент и Душанбе на деле почувствуют, что Вашингтон готов защищать их режимы от угрозы Талибана и исламского радикализма до последнего узбека и таджика, Каримов и Рахмонов вновь обернут повинные взоры в сторону Москвы.

Потому отложим рассмотрение качелей военно-политических трений Узбекистана и Таджикистана с Россией, до того как они качнутся в обратную сторону. Тем более что на фоне этих шумных новостей, в Средней Азии в относительной тишине происходят более тревожные и, возможно, необратимые, для Москвы процессы в экономических отношениях с Туркменистаном. Туркменский газ планомерно и неотвратимо «уходит» от России на юг. И это уже не только осознали, но и практически приняли как данность в «Газпроме»

В прошлогодней оценке возможных тенденций развития ситуации на газовых рынках Евразии определил следующий прогноз по туркменскому газу:

Туркменистан. Все проекты западного и северного направления реализации туркменского газа , в т.ч. европейский Набукко, будут всячески тормозиться (неприемлемые условия контрактов на поставки газа, технические проблемы строительства новых и модернизации существующих газопроводов).
Завершающим аккордом в «правильном перераспределении» туркменского газа одновременно с выходом на номинальную загруженность маршрута «Туркменистан-Китай», вероятно, станет «Трансафганский газопровод» по проекту ТАПИ (Туркменистан-Афганиста-Пакистан/через провинцию Белуджистан/-Индия).
Несмотря на мнения скептиков, надежную защиту ТАПИ от афганских боевиков обеспечат сами же афганцы при помощи частных международных охранных структур. Также как обеспечивается безопасность афганских плантаций по производству героина.
Впоследствии не исключено заявление Туркменистана о недостаточности свободных ресурсов газа для наполнения Набукко, Транскаспийских и российских газопроводов. К подобному заявлению общественное мнение уже подготовлено публикациями признанных нефтегазовых экспертов про завышение Ашхабадом реальных запасов туркменских нефти и газа. Кроме того, за «правильные действия» Туркменистан может получить от США необходимые правительству страны компенсации:
а) экономические (приемлемые цены на экспорт газа в Индию).
б) политические. Туркменистану важно признание демократичности страны


И что мы наблюдаем сегодня?

Несмотря на все недавние опасения скептиков, проект транспортировки туркменского газа на юг по газопроводу ТАПИ всего за полгода не только перестал быть декларацией, но значительно обогнал северного конкурента (Прикаспийский газопровод) и западных конкурентов (НАБУККО и Транскаспийский газопровод).
Для Пакистана проект газопровода ТАПИ является важнейшим - президент

И Газпром фактически признал свое поражение:

Газпром вычеркнул Прикаспийский газопровод из своих планов
"Из материалов "Газпрома" исчезла вся информация о Прикаспийском газопроводе, при помощи которого концерн надеялся лишить ресурсов альтернативные маршруты экспорта туркменского газа в Европу (Транскаспийский газопровод) и в Китай. Об этом сообщает "Интерфакс".
Новый меморандум еврооблигаций "Газпрома" не содержит ни единого упоминания об этой трубопроводной инициативе. Также никакой информации о Прикаспийском газопроводе нет в опубликованном месяц назад подробном статистическом справочнике "Газпром в цифрах"..."


И не только признал, но показал, что не намерен далее бороться за туркменский газ:

Россия обсуждает с Пакистаном участие в газопроводном проекте ТАПИ
"В ходе заседания в Исламабаде российско-пакистанской рабочей группы по сотрудничеству в области энергетики стороны приветствовали возможность участия российских компаний в строительстве газопровода ТАПИ (Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия), говорится в пятницу в сообщении министерства энергетики России.
В информации сказано, что стороны приветствовали возможность участия российских компаний в развитии инфраструктуры нефтегазовой отрасли Пакистана, в частности в строительстве газопроводов ТАПИ (Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия) и Иран - Пакистан, а также объектов электроэнергетики.
В российскую делегацию вошли представители минэнерго России и российских компаний "Газпром ЭП Интернэшнл", ОАО "Стройтрансгаз", ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", ОАО "Силовые Машины", ОАО ТО "Технопромэкспорт"…"


В отличие от европейских компаний, рьяно, но вполне возможно, что тщетно, пытающихся переломить приоритетность южного направления туркменского газа:

Туркменистан: Нефтегазовый гигант Chevron рвется к туркменским месторождениям

Но при всем этом, желающим приобщиться к туркменскому газу, нужно не забывать самое важное – ресурс углеводородов Ашгабада не бездонный.

  • 1
Всё не сожрёшь. Спокойнее надо к таким вещам относиться. Помер максим, да и хер с ним (с).

А разве хоть где-то заметно мое волнение или расстройство? :)))

Простая констатация факта - в этот лес по грибы уже можно не ходить.

Волнение - это не к Вашему посту. Любой чих сейчас воспринимается в СМИ как начало войны. А она уже идёт. Вернее не прекращалась. Ну и что? И вот здесь максим в строчку :))

Пищу не для корректоров, а для читателей.

Если что-то из статьи "оф топ" - готов обсудить. Благо, чо статьи сразу не закидывают на первые ленты "альтернатиных сайтов"

Простите, перечитал комментарий, он какой-то неспровоцированно Вами, получился немотивированно жесткий с моей соторны.

Глупый вопрос "максим в строчку" случайно не пулемет?

Газпром: Прощай, туркменский газ

Пользователь nikolino сослался на вашу запись в «Газпром: Прощай, туркменский газ» в контексте: [...] Оригинал взят у в Газпром: Прощай, туркменский газ [...]

Газпром: Прощай, туркменский газ

Пользователь fatih_irevanli сослался на вашу запись в «Газпром: Прощай, туркменский газ» в контексте: [...] Originally posted by at Газпром: Прощай, туркменский газ [...]

А мне кажется, дело несколько иначе обстоит. Россия крайне заинтересована (и политически, и экономически) в неизменности поставок газа в Европу, потому любому альтернативному проекту ставит палки в колеса. Туркмены отказались от Набукко и ТК газопровода, что нас вполне устраивает. С другой стороны, газ пойдет на юг, в Индию и Китай, что нам также на руку, так как 1) газ не достается Европе, 2) растущие экономики Индии и Китая требуют все больше этого ресурса, пусть уж лучше перебьются пока туркменским газом, чем хищно поглядывают на Россию, 3) у нас нарастить дополнительные большие объемы добычи газа нет возможности. А когда там газ иссякнет, мировая конъюнктура наверняка будет совершенно иной, чем сейчас. К тому же мы сами желаем участвовать в ТАПИ, пусть даже себе в убыток, что нам все-таки выгодно с геополитической точки зрения.
Я конечно не специалист в этом вопросе, но вижу, что все весьма логично.

Edited at 2012-07-12 09:37 am (UTC)

Согласен.
Вот только не понял, почему Вы решили, что участие в ТАПИ убыточно для ГазПрома? Да и стратегически участие в инфраструктуре может быть выгодно, как альтернативное (Юго-Восточное) направление экспорта - до туркменов труба уже есть, а теперь от них до Китая и Индии протянут :)

Я написал "пусть даже себе в убыток". Проект конечно же будет прибыльным)

Участие в ТАПИ это пир на пожарище.

Вчера можно было развернуть без напряга туркменский ресурс на себя против той же Украины, а сегодня на туркменский газ появились потребители...

Возникшие конкуренты увеличивают стоимость туркменского газа

НЕ ТАК.

Газпром решал проблемы дефицита сибирского газа в ЕС за счет туркменского ресурса. Сейчас возникли вопросы и нужно решать ппроблемы самостоятельно.

Газпром справится, но сегодня...

Завтра может не хватить западно-сибирского ресурса.... Если хотите, то пообщаемся отдельно по географии газа, приписаннного себе "Газпромом"...

Посыл правильный - на 200%.

Но ситуация другая: Газпром страховал проблемы в собственных газовых поставках за счет дешевого туркменского газа.

А сегодня, отказавшись от туркменского газа по демпинговым ценам, нужно компенсировать туркменский газ сибирсикм. Вот здесь и возникают вопросы...

В растерянности. Так 200% или все-таки "не так"? ))))
Я вот какую схемку нашел:

А теперь небольшой инсайд: это я к тому, что до относительно недавнего времени на Южном Урале в основном потреблялся газ Бухарского месторождения. Сейчас основной поставщик - Уренгой.
Куда теперь девается туркменский газ - не знаю, хотя свои источники в Газпроме есть, если интересно, наведу справки. Думаю, что пока он идет через Украину в Европу. В связи с растущим кризисом в Европе вполне естественно диверсифицировать потребителей, вложившись в строительство ТАПИ. Тогда появившийся после сокращения поставок на запад избыток газа можно пустить на юг, благо магистрали уже будут готовы.
Как-то так я вижу ситуацию.

И кстати, раз в делегацию вошли такие монстры, как ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", ОАО "Силовые Машины", ОАО ТО "Технопромэкспорт" (!!!!!), значит дело не ограничится тупо трубой. Могу заверить, что эти энергетическая компании не спроста заинтересовались этим южным проектом. Значит планы куда более серьезные, чем об этом пишут в СМИ.
"В ближайшие годы вектор интересов компании будет устремлен как на динамично развивающиеся рынки стран Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока, так и на уже сформировавшиеся рынки европейского региона."
http://www.interrao.ru/activity/foreignact/

А теперь с другой стороны - тема для фантастов:

Газпром не уверен в собственном ресурсе и берет на помощь во время "газовых войн с Украиной" (последние прошли плохо для синего шпиля) дополнительный ресурс туркменского газа для ЕС. Доказательств нет, но прецендент "Газпромом" создан...

всех денег не зараюотаешь, мдя... согласны на половину

Если есть запах денег - "Не уйдем, пока не вытянем крайний дым их запаха".

Также проверено на "кошках", товарищ "Шуйский". Эскюз муа....

Не уйдем, пока не вытянем

да нет, это несерьезно... с таким подходом долго не живут. не хотелось бы углубляться в серьезную детализацию очень непростого клубка интересов "газовых" субъектов, однако главное при обсуждении ТАПИ - не привлекать внимание санитарофф. если чурки готовы продавать газ на юг, имхо - значит, масква не против и не нада спорить

Re: Не уйдем, пока не вытянем

Туркменский газ страховал Газпром в "крутые" зимы по европейским поставкам. Практически весь ресурс с 2004 Газпром у Туркмении выкупал для себя. Потом подключился Китай, теперь Южное направление.
Не очень уверен, что сильно туркмены у Газпрома что-то спрашивали по поводу ТАПИ.

Вопросов нет, если у Газпрома всегда будет достаточно ресурса. Но вот достаточно ли его реально? Эту тайну нам никто не откроет. Разве что очередной международный скандал по невыполнению Газпромом европейских контрактов.

Ну а если все будет нормально, то и нормально.

Газпром: Прощай, туркменский газ

Пользователь vodolei30m сослался на вашу запись в «Газпром: Прощай, туркменский газ» в контексте: [...] нал взят у в Газпром: Прощай, туркменский газ [...]

Странно, а я слышал, что Газпром скупил весь туркменский газ на 25 лет вперед.

И я также это слышал. Но кто же нам покажет оригиналы ГАЗПРОМОВСКИХ договоров?

"Пощупать руками" и рассмотреть эти "договорные камни" только для посвященных, нам лишь наблюдать круги на воде после того, как их бросают в "газовые озера" :)

прикаспийского газопровода больше нет

http://lenta.ru/news/2012/07/09/pipeline/

ну и хорошо, а то только прокладывать трубы получается.

Остается надеяться что Дальневосточный проект и Алтай тоже накроются
http://top.rbc.ru/economics/09/06/2011/599664.shtml

Edited at 2012-07-25 04:14 pm (UTC)

Продолжение, а значит и подтверждение сказанного в статье.

По Алтаю и ДВ проектам.

Согласен. Китай может быть только временным партнером, когда это выгодно или необходимо Китаю, но никогда Китай не станет тем, что в нашей цивилизации называется товарищ или друг.

И цены нормальной Китай тоже никогда не даст, будет морочить голову за каждую копейку.

По туркменскому и вообще азиатскому газу.

А за туркменский газ и ЕС волноваться Газпрому не стоит. Максимум, что увидет Европа - остатки ресурсов Азербайджанского газа из тех, что уже не принадлежат ВР.

А насчет туркменского газа, как сказал Глеб Жиглов: "Дырку вам от Бублика, а не Шарапова, извините, не туркменский газ."

Более реален в ЕС катарский газ. Но нужно сломать Сирию для сухопутного транзита.

Не так уж фантастичен и иранский газ. Но с партнерами нужно сначала подружиться, да и после сомневаюсь, что дадут вести иранскую трубу на запад. Там Ирак и Турция - оба хотят иранский газ, но оба вряд ли обеспечат безопасность газопроводов, которые "неизвестные" будут рвать с такой же регулярностью, как египетские газопроводы в Израиль и Иорданию на Синае. Если не чаще и не сильнее...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account